Проблема, связанная с возможностью самостоятельного следования осужденных к месту отбывания наказания, не теряет своей актуальности

14.04.2014

Проблема, связанная с возможностью самостоятельного следования осужденных к месту отбывания наказания, не теряет своей актуальности

    Год назад члены Общественного совета при УФСИН России по Забайкальскому краю на одном из своих заседаний подняли проблему, связанную с правом самостоятельного следования осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести к месту отбывания наказания – в колонию-поселение (КП). Такая возможность законодательно была закреплена еще в 2008 году, однако уже на протяжении более чем пяти лет с исполнением данной нормы то и дело возникают сложности. Во-первых, высок процент так называемого «неприбытия»: после оглашения приговора суда определенный процент осужденных предпочитает скрыться от правосудия и элементарно не добирается до колонии-поселения. Во-вторых, велики расходы, которые несет уголовно-исполнительная система на поиски таких «уклонистов», ведь судебные приговоры должны быть исполнены в обязательном порядке.
    К этой обратной стороне либерализации общественники и пытались привлечь внимание властьимущих: направляли обращения в адрес региональных и федеральных законодателей с просьбой инициировать изменение действующего уголовно-исполнительного законодательства. Однако ни письменных ответов, ни, тем более, реальных действий не последовало.
    - При этом ситуация не спешит меняться в лучшую сторону, - отметил председатель Общественного совета по проблемам деятельности УФСИН Юзеф КОБЕРСКИЙ. – Отделение розыска краевой УИС по-прежнему наматывает сотни и тысячи километров по Забайкалью в поисках осужденных, не прибывших в колонии-поселения. Может быть, законотворцы и не видят в этом никакой проблемы, но мы так не считаем: ведь и дополнительная нагрузка на специалистов розыска, и большие расходы на ГСМ – все это оплачивается за счет простых налогоплательщиков.
    А речь, надо сказать, идет действительно о крупных суммах. К примеру, на розыск 48 осужденных в городе Краснокаменск, а также в Краснокаменском, Приаргунском и Забайкальском районах было затрачено почти 23 тысячи литров бензина на сумму 750 тысяч рублей. Не случайно общественники задаются резонным вопросом: «А стоит ли финансировать такую гуманную норму законодательства?»
    Как рассказала старший инспектор отделения специального учета отдела безопасности регионального УФСИН Ирина БОЯРКИНА, в 2013 году в Управление поступило 316 приговоров и постановлений в отношении лиц, которым судом предписано самостоятельно добираться до колонии-поселения. Из них только 222 человека добровольно прибыли в исправительное учреждение. В 2014-м решения о бесконвойном следовании были вынесены в отношении 108 осужденных, и только 66 из них самостоятельно добрались до места отбывания наказания. В отношении остальных проводились розыскные мероприятия.
    - Это, конечно, недопустимая ситуация, поэтому наши сотрудники проводят постоянную работу по розыску таких осужденных, - добавила Ирина Бояркина. – Отделением розыска УФСИН регулярно осуществляются выезды в районы Забайкальского края – в Оловяннинский, что в 260 км от Читы, Балейский – в 350 км., Петровск-Забайкальский – в 570 км. от краевого центра и так далее. Как видно, имеют место колоссальные временные и денежные траты.
    Усугубляет ситуацию еще и то, что год от года растет процент судебных приговоров, связанных с заменой наказания, изначально не предполагающего изоляции от общества, на реальное лишение свободы. Такие наказания выносятся в отношении лиц, состоявших на учете в Уголовно-исполнительной инспекции и злостно уклонявшихся от отбывания наказания (выполнения исправительных и обязательных работ, явок на отметки в инспекцию и т.д.).
    К примеру, в 2013 году из 316 осужденных, которым судом было предписано самостоятельно прибыть в колонию-поселение, 205 (или 65 %) направлялись туда по представлению УИИ. Аналогичная картина и в текущем году: из 108 человек, получивших право своим ходом добраться до КП, 72 (или 66,7 %) также приговорены к лишению свободы в связи с заменой вида наказания на более строгое.
    - А это как раз самый сложный контингент: такие осужденные скрываются сначала от инспекторов УИИ, после чего, будучи приговоренными уже к реальному лишению свободы в колонии-послении, «бегают» от сотрудников отделения розыска, - рассказал Ирина Бояркина.
    Председатель Общественного совета при УФСИН ситуацию комментирует однозначно. По его мнению, уголовно-исполнительная система в очередной раз становится заложницей либерализации действующего законодательства и вынуждена тратить человеческие и материальные ресурсы сначала на розыск таких осужденных, а затем и на их содержание в колонии-поселении. – При этом говорить о достижении цели наказания – исправлении осужденных, восстановлении справедливости, увы, не приходится, - подчеркивает Юзеф Коберский.
    Тем не менее, общественники не намерены оставлять данную ситуацию без внимания и готовы продолжить диалог с властью по вопросу о внесении изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство.

Дата последнего обновления: 12.04.2018 19:31